Спрос на стеллажи продолжает расти

21 ноября 2017 г.

Мы продолжаем серию публикаций о рынке стеллажного оборудования, подготовленных совместно с ведущими специалистами компании «ЛМ ГРУПП Стеллажные Системы». Рассказывает Леонид Захарченко, Генеральный директор  компании ООО «ЛМ ГРУПП».

- Леонид, произошли ли какие-либо изменения на рынке стеллажного оборудования с наступлением такого традиционно благоприятного для бизнеса сезона, как осень?

Л.З. Если в 2015 г., когда на рынке наблюдался абсолютный рекорд продаж, объем выпускаемого стеллажного оборудования на каждом из лидирующих на рынке заводе-производителе тогда составлял в среднем 1,5 тыс. т, а срок выполнения заказа в среднем3–3,5 месяца, то в прошлом году он снизился до примерно 450 т, то есть упал более чем в 3 раза. В этом году спрос на стеллажи существенно вырос и продолжает расти, например, на нашем заводе этой осенью по отношению к тому же периоду прошлого год объем заказов увеличился в 7-8 раз. Стеллажный рынок и его участники были готовы к такому росту, и какого-либо увеличения сроков изготовления в этой связи не наблюдалось. В настоящее время срок выполнения заказа в среднем составляет 20 дней, то есть значительно меньше, чем в докризисный период. Это говорит о том, что у производителей пока имеются достаточно большие резервы мощностей: в среднем производство в компаниях загружено примерно на 70% по отношению к 2015 г. Действительно, активность в складской логистике в этом году стала заметно выше: очень много компаний стало воплощать проекты, которые они по объективным причинам не могли реализовать в прошлом году, строить новые склады и оборудовать их стеллажами. Если компании, которые заказывают стеллажи, разделить на группы, можно увидеть, что структура рынка потребления резко изменилась. Если до 2015 г. 80% всех заказчиков стеллажей составляли логистические 3PL-операторы, то сейчас они занимают долю всего около3–5%. В основном компании – как правило, крупные дистрибьюторы и производственные фирмы – покупают стеллажи для организации или для развития собственного бизнеса. Это основная и очень интересная тенденция на рынке стеллажного оборудования. Многие из них стали активно развивать свои филиалы, также заметно оживилась деятельность в регионах. Среди оборудования для склада наибольшим спросом пользуются паллетные стеллажи с фронтальной загрузкой: на любом заводе такая продукция составляет 80% всех заказов. Набивные стеллажи у нас составляют на более 5%, эту же долю они занимают и на всем рынке в целом, поскольку имеют ограниченное применение. В основном их покупают производители однотипных товаров с длительным сроком хранения, например напитков.

- Изменилось ли что-нибудь в составе основных участников рынка?

Л.З.: Сейчас очень актуален вопрос качества оказываемых услуг. Для производителя важно иметь сильную производственную базу и состав менеджеров, которые могут профессионально общаться с клиентами. Сейчас часто бывает так, что заказчики уходят от некоторых поставщиков, потому что те не смогли выдержать сроки поставки, качественно выполнить монтаж. Поэтому лидерами рынка стеллажного оборудования по-прежнему остаются те компании, которые вовремя инвестировали в свой бизнес средства, закупив необходимое высококачественное импортное оборудование, имеют квалифицированные кадры. В техническом отношении они опережают своих конкурентов и, думаю, в ближайшие годы сохранят занятые позиции. Таких заводов по-прежнему мало – тройка основных лидеров осталась неизменной. Но встречаться в тендерах они стали реже, и это говорит о том, что количество тендеров и проектов увеличилось. Компания «ЛМ ГРУПП Стеллажные Системы» также участвует во всех крупных тендерах, причем нас выбирают очень часто. Достаточно сказать, что с начала этого года мы не проиграли ни одного тендера из тех, где участвовали, все они ставили очень жесткие условия отбора.

- Что нового произошло в вашей компании с момента нашей последней беседы?

Л.З..: Что касается производства, то в последнее время мы усилили его оснащение, увеличив количество сварочных постов вдвое. Согласно планам в конце года оно вырастет еще больше – в 5 раз по отношению к изначальному числу. Оборудование для них уже закуплено. Такое количество постов позволит нам сваривать до 10 тыс. балок в день. Еще одна крайне важная для нас новость: компания прошла сертификацию по ISO 9001 (система менеджмента качества применительно к производству и реализации стеллажей для хранения грузов)) и в ноябре получили соответствующие документы. Весь процесс сертификации занял довольно много времени: компанию тестировали и оформляли почти полгода. Начат процесс оформления документации для получения сертификата TUV, но это тоже будет достаточно длительный процесс.

Леонид, каковы ваши прогнозы по развитию рынка стеллажного оборудования на ближайшие годы?

Л.З.: Сейчас стеллажным компаниям трудно развиваться, поскольку они предоставляют очень большие скидки и торговая наценка на их продукцию очень мала. Рынок стеллажного оборудования в прошлом году уже сжался настолько, насколько это было возможно, и дошел до своего минимума. Но имеющаяся тенденция к росту показывает, что уже в 2017 г. мы получим значительное оживление, будет много новых проектов, все компании производители будут обеспечены хорошими заказами и на рынок выйдут новые дилеры. Те крупные логистические парки и центры, которые были построены в период 2012–2017 г., – это только первый виток развития складской логистики в России. Второй виток начнется в конце 2018 г. и продлится до конца 2023-го. С 2018 г., по нашим прогнозам, склады будут расти не вширь, а вверх, поскольку земля, уже сейчас достаточно дорогая, будет стоить еще больше. На своих технологических линиях мы делаем стеллажи высотой до 30 м. Пока в нашу страну подобное оборудование никто привозить не собирается, потому что оно требует больших инвестиций. Поэтому можно предположить, что в сегменте высотных стеллажей наша компания наравне с некоторыми другими западными производителями займет ведущие позиции.